Стандарт выдвигает три группы требований:
· требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
· требования к структуре основной образовательной программы начального
общего образования,
· требования к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
Отличительной особенностью нового стандарта является его
деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.
Система образования отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают
реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу
начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные
учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы
деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная
программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все
виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы
начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном
процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий
обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность
являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных
технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять
(ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и
коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования
УУД, поэтому в программу формирования УУД включена подпрограмма формирования
ИКТ-компетентности.
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача
внедрения нового образовательного стандарта. Московский регион считает
приоритетным активное включение подпрограммы формирования ИКТ-компетентности в
образовательные программы столичных образовательных учреждений.
Каждое образовательное учреждение разрабатывает собственную образовательную
программу, учитывая в том числе, запросы и пожелания родителей учащихся.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших
основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки
обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные
компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие
овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и
межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых
указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что
является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность
научиться…», не достижение этих требований выпускником не может служить
препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и составлять план
текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному
заголовку.
Стандарт предполагает реализацию в
образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное).
ФГОС и его реализация средствами УМК «Школа России» здесь...
Полезные ссылки